Муниципальные нормативные правовые акты Совета народных депутатов Кузедеевского сельского поселения могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальные нормативные правовые акты администрации Кузедеевского сельского поселения могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СУДЕ

Одним из способов судебной защиты гражданином его прав и свобод, гарантированной статьей 46 Конституции Российской Федерации, является признание судом нормативного правового акта недействующим. Порядок оспаривания в судебном порядке нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. 

С требованием о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правом на оспаривание нормативного правового акта,  полностью или в части, наделен прокурор, действующий в пределах своей компетенции. 

Обращение в суд об оспаривании нормативного правового акта именуется административным исковым заявлением, подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец в лице гражданина, либо органа, организации или должностного лица, не обладающих государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. В ином случае административный истец представляет в суд с административным исковым заявлением копии заявления и документов, которые отсутствуют у иных лиц, участвующих в деле, в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также копии для прокурора.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

• наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

• наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

• сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

• наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

• наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования (обнародования);

• сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

• сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены;

• наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

• ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов ;

• требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с частью 3 статьи 209 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:

• уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также копии для прокурора;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

• документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело;

• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

• подтверждающие сведения, о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

• копия оспариваемого нормативного правового акта.

Отметим, что при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов уплачивается государственная пошлина

Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

В районных и городских судах граждане реализуют право на обращение в суд и участие в судебном заседании самостоятельно.

По общему правилу, нормативный правовой акт может быть оспорен в судебном порядке в течение всего срока его действия.

В случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие, судья отказывает в принятии административного искового заявления.

Если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу, судья возвращает административное исковое заявление.

При этом, утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.