Кузедеевская липовая роща (остров) http://lik-kuzbassa.narod.ru/kuzedeevskiy-lipovyi-ostrov.

 

Церковь Святого Пантейлемона

церковь

 

Современный православный Приход святого великомученика и целителя Пантелеимона в пос. Кузедеево образован в 1942 г. и официально зарегистрирован 14 мая 1945 г. на месте старинного перестроенного храма. Православный сельский Приход имеет богатейшую и прославленную историю (с 1875 г.), тесно связанную с историей Горной Шории и самого села Кузедеево. Кузедеево – старинное русское село в Горной Шории, основано еще в XVII в. В 2010 г. будет праздноваться его 350-летие. На территории Горной Шории, в том числе и в Кузедееве, жили шорцы. Название народности «шорцы», происходит от большого рода Шор. Родовое деление шорцев сохранилось в названиях родов: Аба, Сарыт, Шор. Замечательна природа Горной Шории: множество рек и озер, богатых рыбой, тайга богата пушным зверем. Особую ценность представляет Липовый остров площадью 11030 гектаров. Липовый остров в океане черневой тайги — причуда сибирской природы. Липа сибирская — реликт доледникового третичного периода. В 1891 году П.Н. Крылов, профессор Томского университета, публикует научную работу «Липа на предгорьях Кузнецкого Алатау». Шорский поэт С.С. Торбоков написал замечательное стихотворение » Липа». Сосновый бор в селе Кузедеево площадью 100 гектаров привлекал переселенцев. В царские времена Кузедеево было торговым центром, славился Кузедеевский рынок. В Кузедеево спешили купцы и торговый люд с Алтая, Кузнецка, Горной Шории. Волость Кузедеево указана в 1701 г. на картах Сибири и чертежах земли Кузнецкой известного русского географа Ремизова С.У. Своё название, согласно легенде, этот бывший шорский улус носит имя татарина (шорца) Кузедея, жившего в этих местах, как и его соплеменники, населявшие территории Горной Шории с незапамятных времён. Эта легенда впервые прозвучала в записках известного миссионера священника Василия Ивановича Вербицкого, который в 1858-1872 гг. жил в этом улусе. Из миссионерского отчета о. Василия известно, что в 1831 г. были крещены первые кузнецкие татары, кочевавшие в пределах Бийского округа. По представлению архимандрита Макария (св.прп.Макарий Алтайский), в том же году, разрешено было начальством распространить действия миссии на Кузнецкий острог. (Сведения историка С.Ю.Батаева). Еще в 1857 г. начальником Алтайской духовной миссии епископом Стефаном Ландышевым открывается его Кузнецкое отделение, распространившее свое влияние на улусы шорцев рек Кондомы, Мрассу, Матура и бачатских телеутов. Первым миссионером Кузнецкого отделения был назначен Василий Иванович Вербицкий (1827-1890). В историко-аналитическом труде С.Ю.Батаева имеются следующие данные. В.И. Вербицкий, сын диакона, обучался в Нижегородской Духовной семинарии, после окончания которой несколько лет учительствовал. По приглашению своего двоюродного брата Стефана Ландышева 12 января 1853 г. он приезжает на Алтай и поступает на службу в Алтайскую духовную миссию. В следующем 1854 г. рукополагается сначала во диакона, а затем во священника походной миссионерской церкви. По распоряжению начальника миссии в 1857 г. Василий Вербицкий вначале поселяется в казачьей станице Калтан Кузнецкого уезда, а затем в декабре 1858 г. переезжает в инородческий улус Кузедеевский (где еще раньше он окрестил первых «татар»). Первые два года миссионер потратил много сил на изучение языка и местных обычаев, на обустройство стана, строительство церкви, домов для миссионера и сотрудников. Статьи Вербицкого печатались в самых популярных научных и церковных изданиях того времени. Это он одним из первых русских миссионеров познакомил Россию с шорским народом, его историей, жизнью, культурой, это он вместе с другими миссионерами мирным путём присоединил шорцев к России, приобщил их к православной вере и впервые заложил в этом селе её материальные основы. Священником Василием Вербицким с помощью инородца М.Штыгашева составлен «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка». Штыгашев не только оканчивает Казанскую семинарию, но и становится активным миссионером в Кузнецком округе, автором «Шорского букваря для инородцев» (1859 г.). Еще в начале миссионерской деятельности отец Василий собирал по окрестным улусам подростков 11-13 лет и обучал их в своем доме грамоте. В селе в 1858 году при стане им открыта миссионерская школа, где преподавалась грамматика, арифметика, история, Закон Божий и церковное пение. В 1859 г. проявляется первый крупный успех миссионеров в упразднении ряда традиционных местных языческих праздников, в том числе и праздника березы – вместо него Вербицкий вводит празднование Пасхи. В улусах крещенных кузнецких татар, окружающих Кузедеево, практически уже не производились открыто шаманистские обряды. Полные опасностей и приключений поездки по улусам отделения начались только с 1862 года. Знание языка и обычаев помогало миссионерам. В 1863 г. под руководством и при непосредственном участии Вербицкого миссионеры занимались лечением инородцев, на которых обрушилась эпидемия дизентерии, что еще больше упрочило их авторитет. В 1875 году в селе Аил (ныне часть посёлка) по инициативе священника Василия Вербицкого строится первая православная церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта церковь стала преемницей походной церкви Иоанна Предтечи, организованной в 1775 году при Кузедеевском казачьем форпосте, который в составе Колывано-Кузнецкой оборонительной линии находился в селе до 1855 года. В 1878 г. Кузнецкое отделение было переименовано в Кондомское, сохранившее влияние только на кондомские и бачатские улусы. За верную службу 21 марта 1876 г. Василий Вербицкий возведен в сан протоиерея и назначен «сотрудником начальника миссии». В 1883 г. в должности помощника начальника миссии он переведен в главный стан миссии — Улалу (ныне Горно-Алтайск), но вскоре в 1890 г. умер и похоронен на миссионерском кладбище. В 1884 г. Кузедеевский стан окончательно упразднили. Жители ближайших улусов были отнесены к Сарычумыше-Калтанскому приходу, а с 1885 г. — к «инородческому» Аило-Осиновскому приходу. Церковь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в шорском улусе Аило-Кузедеевском существовала до вплоть до 20 – х годов XX века. Непосредственно в самом русском селе Кузедееве с 1899 г. существовал молитвенный дом св. вмч. и целителя Пантелеимона. Согласно Ведомости за 1907 г., составленной настоятелем церкви св. Иоанна Предтечи села Аило-Кузедеевского священником Иоанном Отургашевым, молитвенный дом в деревне Кузедеевой (ныне п. Кузедеево) во имя св. вмч и целителя Пантелеимона заложен 21 мая 1899 г. по благословению Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского. Храм строился в основном на средства прихожан, материальной помощи Алтайской духовной миссии, а также княгини Марии Адлерберг из Санкт-Петербурга. Храм был устроен в западной части села на главной его улице, в километре на север от р. Кондома. Здание церкви, колокольни, ограждение были деревянными. По архивным отчётам первого священника церкви Иоанна Отургашева, первые службы в храме св. вмч. и целителя Пантелеимона упоминаются за 1906-1907 годы, но вероятнее, что начались они раньше. (Исследовано Протасовым В.И., врачом Кузедеевской больницы). По преданию, в селе Кузедеево была построена церковь из круглого пихтового леса, крытая пихтовым тесом в форме креста с тремя куполами в 1902 г. Имя Иоанна Отургашева в истории села звучит как имя первого священника и учителя. Известно, что в годы воинствующего атеизма и гонений на церковь он в числе тысяч служителей православной веры пострадал за неё. В 1919г. Предтеченская церковь в улусе Аило-Кузедеевском и Пантелеимоновской молитвенный дом были сожжены красными партизанами, от их рук погиб настоятель священник Иоанн Отургашев. Предтеченская церковь так и не была восстановлена. Приход новой Пантелеимоновской церкви восстановлен 14 мая 1945 г., и на месте молитвенного дома в 1950-х гг. выстроили деревянный храм св. вмч. и целителя Пантелеимона. В народной памяти сохранились некоторые имена настоятелей храма: иерей Иоанн Прибыловский, иерей Александр Моховской, иерей Николай Соколов, иерей Андрей Кейдун, иерей Алексей Лямзин, иеромонах Палладий, иерей Алексий Самчус, иерей Иоанн Купин, иерей Стефан Шандро, иерей Максим Шмонь, иерей Фаддей Халиманов, прот. Сергий Хомутов (с 1977г.). В 1977-80 гг. под видом его ремонта настоятель протоиерей Сергий Александрович Хомутов выстроил новую каменную сохранившуюся до настоящего времени церковь. На месте постаревшего деревянного храма был построен новый, кирпичный — лучше и больше прежнего. Строили всем миром. Немало трудов приложил и благочинный 1-го Новокузнецкого округа прот. Василий Буглаков, помогал и материально и советами по строительству. Это были последние, но ещё трудные годы атеизма, поэтому здание было обнесено кирпичными стенами, а уже потом разобраны и вынесены деревянные конструкции. Сделано это было в течение одного лета. Подобная организация: труда поразила кузедеевцев, это был очень редкий в наши времена пример организации строительства и не только храмов. Для воскресной школы в 1991 г. выкупили дом, построили кочегарку, начали росписи стен храма. После о. Сергия Хомутова сменилось несколько священников: иерей Андрей Яськов (с 1981г.), иерей Владимир Мельничук (с 1983г.), иерей Иосиф (Юозас) Янушкевичус (с 1985 г.), игумен Всеволод Баранов (с 1987 г.), иерей Петр Римар (с 1996г.), протоиерей Максим Липунов (с 1999 г. по сей день).

 родник

К приходу приписана деревянная часовня св. вмч. и целителя Пантелеимона над святым источником, построенная в 3 км. от храма в северо-западном направлении по ул. Советская на средства Владимира Петровича Матюшкина и других благотворителей.
Часовня была возведена в 1998 г. в настоятельство иерея Петра Римара. Освящена благочинным Осинниковского округа протоиреем Димитрием Стреха. В 1999 г. 30 июня из Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка настоятелем на Приход (тогда еще Осинниковского благочиния) был назначен иерей Максим Липунов. В том же году, 9 августа, в храме, совершил Божественную Литургию Высокопреосвященнейший Софроний, Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, что вызвало большой духовный подъем среди жителей поселка (с того дня престольный праздник становится широко празднуемым торжеством на селе). Увеличивается число прихожан и воспитанников воскресной школы. Приход начинает осуществлять окормление пациентов поселковой больницы. В 2001 г. построена кирпичная колокольня. Приход из Осинниковского переходит в состав 1-го Новокузнецкого благочиния. С самого своего назначения настоятелем иерей Максим Липунов по возможности совершает Богослужения в селе Лыс Кузедеевской сельской территории и в селе Сары — Чумыш. Исполнение миссии крайне сложное: малонаселенные селения разбросаны далеко друг от друга, состав их жителей многонационален, и среди них свою деятельность ведут сектанты. В 2000 г.по местному радио настоятель вёл православные беседы (каждую среду 10-15 мин. и воскресенье 1 час). Проводились духовные беседы среди учеников и учителей местной школы. В с. Лыс Распоряжением Администрации Новокузнецкого района передается под молитвенный дом здание бывшей почты. В 2009 г. в состав этой таежной территории вошло 12 населенных пунктов: п. Кузедеево, Осман, Усть-Тала, Шартонка, Крутая, Новостройка, Курья, Балластный Карьер, Гавриловка, Подстрелка, с. Большая Сулага, с. Лыс. Население численностью 4158 человек (кузедеевцы составляют 3483 человека), среди них: русские, шорцы, белорусы, кумандинцы, мордва, чуваши, украинцы, аварцы, вепсы, татары, азербайджанцы, таджики, узбеки, немцы, башкиры. В Приходе имеется библиотека и воскресная школа для детей (в 2009 г. – 28 воспитанников, директор – Вдовенко Р. Н.). 07 января 2010 года состоялся первый выпуск воспитанников Воскресной школы. Ежегодно на престольный праздник в Приходе св. вмч. и целителя Пантелеимона в п. Кузедеево съезжается множество верующих со всего Кузбасса и соседних Епархий. Совершается крестный ход и освящение воды.